Бизнес по-еврейски. Где слышно то, что мы говорим?
Любое событие или явление может дать информацию, необходимую для анализа.
— Можно учиться у всего, — сказал как-то раби из Садгоры своим хасидам. — Всякая вещь может научить нас чему-нибудь, и не только та, что сотворена Богом. Творение рук человеческих также способно преподать нам урок. — Чему мы можем научиться у поезда? — с сомнением спросил один из хасидов. — Тому, что из-за одного мгновения можно потерять все. — А у телеграфа? — Тому, что каждое слово учтено и ему назначена цена. — Ну, а у телефона? — То, что мы говорим здесь, слышно там…
(«Десять ступеней. Хасидские притчи, собранные и изданные Мартином Бубером. Пер. с англ. М. Гринберга. «Гешарим», Иерусалим, 5759 г., Москва, 1998 г. )
Этой хасидской притче уже два столетия, но она от этого не стала менее актуальной. Конечно, ее можно рассматривать исключительно как философское высказывание, но тем не менее, она имеет и практическое применение. Особенно если подумать над простым вопросом: любое явление дает информацию для анализа, но — для кого? Кто получает информацию? Кто ее анализирует? Зачастую ответ на вопрос «кто?» является более важным, чем на вопрос «какая именно информация?».
Рассмотрим внимательнее постулат «то, что мы говорим здесь, слышно там». Данный принцип является ключевым для любой разведслужбы (особенно, когда речь идет о разведслужбе предприятия). Причем у этого принципа, как и у всего на свете, имеются две стороны: одна относится к организации внешней разведки компании (к примеру, наблюдение за потенциальными или реальными конкурентами, определение тенденций развития рынка и т. д. ), другая же — к конфиденциальности информации (то есть, обратный вариант — наблюдение с целью не позволить конкурентам получить информацию о компании).
Основа принципа — конфиденциальность информации. Конфиденциальность информации — это пункт, закрепленный контрактами, трудовыми договорами и соглашениями, а также законодательно. Однако, если не помнить, что «то, что мы говорим здесь, слышно там», очень легко поддаться искушению. Желание показать свою осведомленность в какой-либо области, рассказать приятелю занимательную историю, представить себя хорошим собеседником может привести к разглашению конфиденциальной информации.
Считая, что в условии конфиденциальности могут быть исключения (к примеру, пункт о неразглашении не распространяется на лучшего друга, жену, близких родственников), можно прийти к тому, что информация, которую следовало бы сохранить исключительно для внутреннего пользования, станет доступна широкому кругу. Недаром ведь сказано: «то, что знают трое — знает и свинья». То есть, чем большему количеству людей известна конфиденциальная информация, тем больше становится вероятность ее общедоступности. Кто-то рассказал нечто, требующее секретности, своему другу, тот упомянул об услышанном в разговоре со знакомым — и через несколько дней информация известна всем. И, естественно, в первую очередь эту информацию получает именно тот, от кого ее изначально собирались скрыть.
Представьте, что ваша компания собирается осваивать новые рынки. С этой целью планируется закупка широкого ассортимента продукции, ведутся переговоры о приобретении производственной линии и так далее. И в этот момент конкуренты получают информацию о ваших планах. Вы, считая, что впереди еще много времени, есть возможность для маневра, не торопитесь, тщательно рассчитывая каждый шаг. Конкуренты же вынуждены спешить — чтобы опередить вас.
И тогда, когда вы уже начинаете широкомасштабные действия по освоению рынка, когда вложены деньги, вы обнаруживаете, что ваши первоначальные данные об уровне конкуренции безнадежно устарели — то место, которое собирались занять вы, уже занято. Анализ текущего состояния рынка показывает, что ваша модель поведения на рынке, которая была разработана для осуществления планов расширения, больше не является реалистичной. И все средства, которые вложены в расширение вашего бизнеса, можно смело списывать в убыток. А все из-за того, что вы или ваши сотрудники где-то упомянули о планах компании. Причем, с самыми добрыми намерениями: к примеру, продемонстрировать не только стабильность вашего бизнеса, но и перспективы его развития.
Чтобы подобного не происходило, нужно помнить, что «каждое слово учтено и ему назначена цена». В некоторых случаях цена одного слова равняется цене всего предприятия. То же удовольствие, которое было получено при неумышленном распространении конфиденциальной информации (например, в дружеской беседе) несопоставимо с убытками. Мгновение удовольствия, гордости человека, который продемонстрировал свою осведомленность в «закрытой» области, и — вступает в действие «принцип поезда»: «из-за одного мгновения можно потерять все».
Замечу, что на принципе «говорим здесь, слышно там» построен так называемый салонный шпионаж. Подобная система сбора разведданных хорошо зарекомендовала себя во всех разведках мира. Суть ее очень проста: организуется какой-нибудь «салон», где посетители могут чувствовать себя совершенно свободно. Конечно, при этом у многих развязываются языки, и они выбалтывают те сведения, которые должны были бы держать про себя — конфиденциальную информацию, которую в других условиях из этих людей вряд ли можно было бы вытянуть даже с раскаленными щипцами, а тут она отдается добровольно, и — совершенно незаметно для «болтуна».
В качестве салона можно использовать практически все: рестораны, парикмахерские (посетители парикмахерских очень любят поговорить), фитнесс-клубы, бассейны, частные дома (вечеринки, «семейные» праздники) и так далее. Главное — иметь в этих местах свои «уши», то есть — сотрудников, фиксирующих поступающую информацию; а желательно, чтобы они еще могли вызывать людей на нужный разговор, «подсовывать» им интересующую тему.
Салонный шпионаж обычно дает верное представление о намерениях конкурентов: с помощью данных, полученных таким методом, становится возможным составление довольно точного прогноза развития рыночной ниши и т. д.
Таким образом, помня о том, что «то, что мы говорим здесь, слышно там», можно как организовывать собственную разведсеть, так и бороться с чужой разведкой.