Диверсант, разведчики, смерш... или сезон шашлыков


Последнее время меня не оставляет ощущение, что мои одноклассники превратились в доморощенных экстрасенсов.
Представляете, Олег Марочкин, которого я знаю аж с шести лет, мы когда-то даже жили в одном доме, в начале этого лета вдруг совершенно неожиданно предложил мне пожить на его даче в деревне Сырьево близ Селятино, хотя предыдущие лет десять под разными предлогами игнорировал мои более чем прозрачные намеки.
Правда, пару раз мы отмечали там его день рождения, на которых я и прославился как мастер по шашлыкам и прочим блюдам, неподвластным представительницам прекрасного пола...
Это генетическое, наверное, как-никак мой дед был поваром у царского генерала.
Естественно, я поинтересовался, с чем связана такая внезапная метаморфоза, даже подумал, что меня хотят использовать в качестве постоянного повара для его вечеринок по выходным.
Но, оказалось, все гораздо проще, его жена ознакомилась с моим сайтом и пришла к выводу, что «твой любимый Федька» не такой уж пропащий человек, если молоденькие девицы, читая его эротические сказки, чуть ли не кончают в метро, и даже перед отъездом на отдых в Тунис, пообещала прочитать мои «Анютины глазки». Хотя зачем ей это?
Однако, как человек довольно скептически настроенный по отношению к жизни, а к человекобразным особенно, я думаю, дело здесь совершенно в другом: Олег заранее знал, что лето будет так себе, дождливое и все такое прочее.
Ну да ладно, чужая душа, как говорится, потемки, спасибо ему и на этом.
Короче, заехал я туда и первые три дня кайфовал от чистого воздуха, пейзажи там так себе — особняки разного калибра, с фантазией у нашего денежного народа слишком тривиально. А потом руки как-то сами собой потянулись к клавиатуре.
В перерывах я бродил по дому и невольно, да простит меня хозяин, заглядывал в шкафы и прочие хранилища, интересно все-таки, чем человек живет. По двум этажам и по всем двенадцати комнатам были развешаны картины, причем подлинники и практически все в стиле Шишкина — говорят, он сейчас очень ценится, — но каково же было мое изумление, когда я увидел подпись художника — это был Шишкин, однако не тот...
Единственное, чего я не нашел в доме — это книг, гламурные журналы были, а вот книг...
А потом в бильярдной я нашел коллекцию DVD-дисков с сериалами — вечная слава нашим замечательным пиратам, ибо среди более чем тридцати боксов затесался один лицензионный, кажется, это был сериал «Разведчики».
Вечером, когда не было матчей чемпионата Европы по футболу, я лежал на диване и смотрел эти сериалы, восполнял, так сказать, пробелы в своем телевизионном образовании, о прочих событиях в моей личной жизни я умолчу, а то на фига, спрашивается, надо было мне скрываться под псевдонимом. Так что — ни-ни.
Как человек, воспитанный в Советском Союзе, я питаю слабость к фильмам о войне и про войну, особенно про разведчиков, поэтому первыми я посмотрел именно военные сериалы, тем более что сам грешен: в одном из сценариев использовал коллизии фильма «Один шанс из тысячи» с Анатолием Солоницыным в главной роли, помните такого актера, он еще Андрея Рублева у Тарковского сыграл, говорили даже, что Франко Дзеффирелли приглашал его на роль Иисуса Христа в свой знаменитый сериал «Иисус из Назарета»...

«Критиковать — не делать!» — часто повторяю я, но поскольку сам имел непосредственное отношение к кинематографу и даже снимал фильмы...
Так что, не обессудьте.

И начал я свое «хождение по кругам... (не скажу чего)» с «Диверсанта», хотя первые четыре серии уже смотрел непосредственно по «ящику».
Признаюсь честно, первые четыре серии мне понравились, за исключением, пожалуй, отвратительного дизайна титров, к тому же банально озвученных выкриками «нашего любимого» фюрера Адольфа Гитлера.
Самое главное достижение этого фильма (речь идет только о первых четырех сериях, по всей видимости, пилотных) — строго выдержанный стиль и, конечно, достаточно точно воссозданная атмосфера, а это, как известно, признак профессионализма прежде всего режиссера да и всех прочих созидателей, то есть оператора, художника, композитора и актеров.
Удачным, но не более того, показался мне и выбор главных героев, хотя в некоторые моменты В.Галкин очень интенсивно тянет одеяло на себя. Также стоит отметить, что, несмотря на присутствие в фильме и даже в эпизодах достаточного количества так называемых «медийных» лиц (А. Краско, М. Ефремов, В.Баринов, А.Толубеев. А. Лыков, В.Хаапсало, Р.Литвинова, И.Лифанов, В. Вержбицкий и др.), фильм не развалился на вставные бенефисы, что опять же является безусловной заслугой режиссера Андрея Малюкова.
Но стоило перевернуть диск на другую сторону, и понеслось...

Однако прежде чем продолжить, я хотел бы сказать вот о чем, тем более это касается непосредственно и меня.
А слово это о продюсерах, которые каждый раз как заведенные талдычат: «О чем история?», сами абсолютно не понимая, о чем они спрашивают. Не далее как месяц назад позвонил мне один продюсер, правда, в отличие от большинства, вменяемый, и сказал, чтобы я быстренько изобразил на полстранички свой 12-серийный сценарий «Золотой ярлык».
Понятно, краткость сестра таланта... и я изобразил, однако речь не об этом.
Начиная с Петра Первого, некоторые почему-то называют его Великим, у нас уже триста лет в моде обезьянничание.
Не избежал этой моды и наш бедный кинематограф, хотя то, что сейчас творится на экране можно назвать кинематографом только по способу фиксации информации.
Короче, из всех щелей поперли разнообразные продюсеры, которые в большинстве своем только и умеют, что складывать цифры столбиком да еще видели в детстве буквы, но за редким исключением могут складывать их в слова, поэтому: «О чем история?».
В Америке тоже руководили и руководят не шибко грамотные ребята, хотя и умеют грести денежки лопатами, но хочу напомнить, что большинство «американьских историй», окупается за счет одного или двух удачных фильмов.
Ладно бы наши «продюсеры» только бы обезьянничали, так нет, они еще лезут с советами к занесенным с 90-годов в «красную книгу» профессионалам, а если он, то есть продюсер еще и кандидат биологических наук и руководитель телеканала, то тут прямо хочется пасть на колени и, завопив благим матом, биться головой о пол: «Спасибо, дорогой мой, вразумил, наставил на путь истинный!»
Одного не понимают эти продюсеры, что наличие «истории» абсолютно ничего не гарантирует, потому что в любой рассказанной истории уже есть логика, но нет чуда! Поэтому вы, дорогие мои, и называете произведенное под вашим руководством — «продуктом», а не киноискусством или просто фильмом.
Представим картинку: приходит к продюсеру такой интеллигентного вида мужчина в пенсне, бывший врач, и предлагает сценарий «Вишневый сад», а его спрашивают: «О чем история?» Или еще: приходит бородатый, явно нездорового вида дядька с тяжелым взглядом и предлагает сценарий под названием «Идиот» о психически больном дворянчике, принятого всеми за воплощение Христа. Интересно, что скажет продюсер? Однако кто-то все-таки рискнул и сорвал моральный куш... и не только.
«Жизнь следует за культурой, а не культура за жизнью», говорил Оскар Уайльд.
Кто такой этот Уайльд? Хорошо, можно вспомнить и нашего современника.
С какого вопроса начинает репетиции нового спектакля Марк Захаров? «Чем будете удивлять?» А он в провалах замечен не был.
Вернемся, однако, к «Диверсанту».
Не знаю, почему был заменен режиссер, но думаю, дело тут не в деньгах и не в каких-то других условиях, а в степени управляемости процессом, то есть режиссером и прочими творческими элементами.
«На фига, спрашивается, нам этот строго выдержанный стиль и точная атмосфера! Пипл и так схавает!» — возопили ребята-продюсеры и решили ничтоже сумняше забабахать телеблокбастер, а заодно очень по-взрослому нарубить «капусты»... или, скорее всего, наоборот.
Но, извините, блокбастеры бывают только в большом кинематографе, и фильм только в результате сверхприбыльного проката называют блокбастером! Ну, нет такого жанра.
Короче, расцвела «малина», «земляника», «калина», «клубника» и прочие лесные и садовые ягоды.
Да, согласен, и в первой части сериала наши военачальники не слишком блистали богатыми воображением и умом, а во второй части эта болезнь поразила практически всю страну и количество придурков увеличилось в разы, в том числе и по другую сторону экрана.
И понеслась косая в рай!
Замечательная троица диверсантов, напрочь забыв о прошлых подвигах, с упоением начала играть и поигрывать в «войнушку», поэтому почему бы не имитировать драки и стрельбу «Ведь мы играем в войну» (это об актерах, режиссере и постановщике трюков), и возжажданный блокбастер превратился из приличного «чтива» в пошлый комикс о похождениях «Калтыгина и К°», апофеозом которого стал блестящий финал с отъездом супертроицы на тайную войну в Аргентину.
Конечно, они отплыли туда на белом пароходе, в белых костюмах и шляпах, осуществив тем самым несбывшуюся мечту известного турецкого подданного, правда, тот мечтал о Рио-да-Жанейро.
Поразительной оказалась фантазия режиссера, художника, но главным образом продюсеров, и в других компонентах фильма: если в кадре немцы, то они обязательно должны заниматься спортом под бравурные марши, типа «Хорста Весселя» и бессмертную «Лили Марлен», а отдельные экземпляры непременно должны играть на губной гармошке. Представляете, оказывается, во время войны губная гармошка входила в НЗ вермахта. Дальше, если на экране немецкая шпионская школа, то русские пленные все без исключения дебилы, подонки и уголовники, но для контраста, один из них все-таки раскаялся, ведь он советский человек! и стал помогать «нашим». Ну, а если требуется показать советское послевоенное время, то обязательно должны быть пивные, маленькие оркестрики, певички и дым коромыслом, коммуналки с пьяницами и дебоширами, прошедшими войну, кино про подвиг разведчика или что-нибудь трофейное, а катящийся по улице инвалид на тележке, это просто вверх фантазии.
А какую его проезд в кадре создает атмосферу, просто хочется прослезиться...
Дальше: немецкий генерал появляется в мундире, у которого френч и галифе различаются по цвету, перепутал в задумчивости, отличная задумка художника по костюмам — это по поводу придурков по ту сторону экрана. Далее: боковые или второстепенные линии при монтаже разведены так далеко, что не устаешь восхищаться выдумкой режиссера и монтажера, вроде как все заново и вроде бы как действие развили. Теперь, спрашивается, как показать окончание войны — очень просто, надо впендюрить пару минут хроники и все! Причем совершенно не важно, что эта черно-белая вставка выпадает из общей стилистики фильма, главное, понятно. Дальше — одна из серий вышла так себе, надо ее как-то оживить: а давайте-ка пригласим Табакова, он покомикует всласть и спасет наших супердиверсантов от скудной фантазии сценаристов, а заодно и целую серию и т.д. и т.п.
И вообще, чем больше будет в сериале «звезд», «звездочек» и «звездулек», тем выше рейтинг и... простите, но это коммерческая тайна.
Короче, чем проще, тем лучше: поэтому давайте будем утрировать до конца, то есть до полного и окончательного примитива на уровне табуретки.
Кстати, тот, кто первым придумал и сделал табуретку, был гением, а остальные — извините.

В давно миновавшей войне действительно было много мистики, тайн и не вполне человеческих откровений, поэтому никто не «против», если сценарист или сценаристы, услышав какую-то необычную версию тех или иных известных событий или опираясь на неподтвержденные исторические и неисторические факты, нафантазируют сценарий, или в современной транскрипции — историю об одном из эпизодов тайной войны. Сочинил же Оливер Стоун свою версию убийства Джона Кеннеди, почему бы не рискнуть.
Сконструировали ли немцы к концу войны «летающие тарелки» или нет, сие достоверно неизвестно, хотя и существует множество свидетельств, что они вплотную подошли к решению этой проблемы, да и атака «летающих тарелок» на эскадру адмирала Берда в Антарктиде сразу после окончания войны свидетельствует о том, что такое вполне даже возможно.
Короче, теперь разговор о сериале «Разведчики».
Сразу отмечу, что на этот раз продюсеры не пересолили фильм «медийными» лицами, поэтому иногда интересно наблюдать за актерами, почти серьезно играющими в войну.
А дальше...
Простите, но маленькая ложь порождает большие подозрения, а, перефразируя, применительно к фильму: маленькие недочеты порождают большую неправду.
Возможно: кому-то это и все равно, главное, чтобы было зрелище, но, честно говоря, кроме затравки, что повествование пойдет о дисколетах или «летающих тарелках», зрелища как такового не получилось.
Место действия и время действия — нынешняя Чехия и май 1945 года.
Прекрасно! Был, видел, знаю.
Однако снятые, скорее всего, крымские горы, мало чем напоминают чешские, к тому же там нет цикад, пение которых является чуть не основным звуковым фоном фильма.
В конце апреля и начале мая в Чехии, безусловно, теплее, чем России, но не до такой же степени, чтобы все наши солдатики ходили в гимнастерках, а немцы в полном экипировке да еще в непременных кожаных плащах. Мой отец, закончивший войну в Праге, практически на всех фотографиях в накинутой на плечи шинели — это просто так к сведению продюсеров и режиссера. К тому же Прагу брали части Первого и Второго Украинских фронтов, а Четвертый, к которому приписали разведчиков, в это время был где-то в Югославии или Австрии, а может, в Венгрии.
Да, по вечерам и в карауле солдаты утепляются плащ-палатками, но они у всех солдатиков почему-то своей формой и манерой драпировки напоминают плащ-палатку памятника русскому солдату в Трептов-парке. Мода, что ли, тогда такая была?
Что-то я сильно сомневаюсь, что в конце войны наши могли быть вооружены винтовками и наганами. Впрочем, возможно, за перестройку весь арсенал «Мосфильма» растащили по ОПГ, которые, по всей видимости, даже муляжами не побрезговали, но чего не знаю, того не знаю.
А вот немцы, наоборот, были вооружены по последнему слову техники — автоматами Калашникова, появившимся, по-моему, в 1947 году и где-то в Удмуртии.
И еще, оказывается, они, то есть немцы, на редкость живучие, не успевают его, гада, убить, как через пару-тройку минут тот же здоровяк сидит на берегу реки и спокойно беседует с товарищем о бабах и жареной картошке, прямо как дед Сидор на завалинке. Правда, через минуту, когда он пошел пописать, его все-таки убили. Но может, он воскрес в каком-нибудь другом эпизоде, не приглядывался...
Стоит так же отметить, что наши командиры снова не слишком блещут умом, и мучительно размышляя, решают вопросы, которые насмотревшийся сериалов зритель раскалывает за десяток секунд. Очень реалистично! А какая пища для воображения и укрепления самооценки зрителя?!
Да, чуть забыл — лагерь нашей доблестной разведчасти больше всего напомнил пионерский лагерь: те же неприкаянно бродящие солдаты и медсестры (вместо пионеров), та же дымящаяся кухня, та же гармошка и лишь далекая канонада напоминает о том, что война еще не кончилась.
Потом, при атаке на немецкую колонну вдруг появляется наш родной «ГАЗ» с фанерным капотом под немецкий грузовик, аж душа ликует от такой блестящей выдумки.
В застойное время насмотрелся я фильмов про войну, но что-то не припомню, чтобы командир обращался к подчиненному «солдат», а не, допустим, «рядовой», «сержант» + фамилия или просто по фамилии. Должно быть, у меня ранний склероз или я русский язык плохо знаю.
Музыка «потрясающая», если бы не она, то не знаю, как режиссер создал бы атмосферу напряженности? Не действиями же, оценками и прочей актерской лабудой эту напряженность создавать?!
Да, ребята-разведчики основательно покрошили немцев в усадьбе инженера: стреляли, гранаты бросали, но немцы, гады, то воскресали, то успевали в перерывах между соседними кадрами убирать убитых с поля брани.
А какие бравые ребята из немецкого десанта?! Всего 33 человека, а составляют целых две роты, у нас бы те же 33 человека составили, дай бог, один взвод, это к очень «продвинутым» сценаристам и их консультантам.
И все же самым главным достижением первой части сериала является секретная немецкая база, окруженная тремя контурами безопасности, поэтому они, фашисты, ничего не боятся: спокойно стреляют, объявляют тревогу, включают мерзко завывающие сирены и т.д. Может быть, они делали это нарочно, чтобы их побыстрее обнаружили и взяли в плен?
Тогда из чего весь сыр-бор? Зачем тогда по лесам и горам нашим разведчикам шарахаться?!
А в финале победу обязательно надо отметить буйными плясками под гармошку и тут же сочиненными в честь праздника частушками, лихо исполняемыми развеселыми медсестричками.
Наступило мирное время, однако распоясавшиеся бандиты не дают спокойно жить советским людям.
И наши доблестные разведчики отправляются на борьбу с бандитизмом в южный городок на берегу синего-синего моря, будто бандиты только на южном побережье водились и водятся...
Однако всему и всегда находится простое и разумное объяснение: согласитесь, надо же продюсеру и его семье отдохнуть, покупаться, загореть, набраться сил, чтобы зимой, после премьеры сериала, встретить Новый год на Сейшельских островах, а за компанию можно прихватить и ближайших родственников или друзей, но только в Крым....
Двадцать лет как почила в бозе Советская Империя, но русская Халява бессмертна, как Дункан Маклауд из клана Маклаудов, который родился в горах Шотландии 400 лет назад.
Однако вернемся к нашим «разведчикам», которые, естественно, не смогли найти применение своим силам в спокойной мирной жизни, поэтому при первой же возможности занялись прежним делом — то есть начали бороться со злом, теперь воплощенным в образах доморощенных уголовников и непременно коррумпированных «ментов», а говорят, что «оборотни в погонах» появились только сейчас — во времена новых социально-общественных отношений...
Не буду касаться откровенных драматургических проколов, когда, например, начинается одна линия и затем благополучно, не пройдет и полсерии, исчезает, видимо, за ненадобностью или из-за того, что она якобы тормозит сюжет, но наш зритель он ведь всеядный, наивный и доверчивый, поэтому по доброте душевной, так и быть, простит незадачливых авторов и режиссера. О продюсерах в данном случае говорить не совсем неуместно, во-первых, они на отдыхе с семьей (а может, и с очередной пассией, ох, какие они шалуны), а во-вторых, у них совершенно другая задача — считать циферки столбиком на бумажке и потирать за спиной киногруппы руки.
О чем это я?
Ах да, злобствую чуть-чуть.
Конечно, продюсеры не столь откровенно бездельничают, а строго следят, чтобы в фильме было побольше жестокости, трупов и крови, чтобы близкие им по духу и приемам «законники» были обаятельными, на грани поэтической утонченности, ребятами в отличие от своих генетически отмороженных «шестерок», уродов рода человеческого... Да, и представляете, оказывается, по мнению авторов, слово «беспредел» появилось в конце сороковых годов, а вовсе не в 90-х.
Естественно, что послевоенная атмосфера — это всенепременно дымные пивные с шумом, гамом, раздиранием тельняшек и драками, ста граммами «с прицепом» в уличной палатке, танцами, трофейным кино... но авторы сего сериала в отличие от прочих пошли дальше обычного набора атрибутов послевоенного быта с простынями, хлопающими на ветру, и добавили, не поверите, ипподром, потрясающая новинка и огромное достижение для заштатного южного городка! По всей видимости, авторы и режиссер смотрели в безоблачном детстве фильм «Смелые люди» с Сергеем Гурзо в главной роли.
И все же самым большим достижением второй части сериала, безусловно, является беспримерное количество трофейных автомобилей, видимо, собранных со всей страны в этот городок, даже в столице тогда не было такого изобилия и разнообразия марок, куда им этим москвичам до нас закаленных в борьбе за выживание провинциалов!..
А шикарная «малина»? Какая «малина», о чем вы говорите, возмутятся зрители? Это же поэтический салон «серебряного века» с роскошными и прелестными полуобнаженными девушками, игриво покрикивающими при появлении каждого следующего персонажа в стенах их очаровательного домика, это же вам не стада телок на Ленинградском шоссе! Эстетика!
И так далее и тому подобное...
Повторюсь: маленькая ложь рождает большие подозрения, и, может быть, один знаменитый российско-советский режиссер прав, говоря, что скоро в качестве учебного пособия для показа ужаса войны будут использовать «Спасти рядового Райана», а не простенькие, с незатейливым сюжетом, советские фильмы «На семи ветрах» или «В бой идут «старики»?!
Что же касается послевоенной атмосферы, то пусть современные режиссеры не питают иллюзий по поводу собственной изобретательности, ибо складывается жуткое ощущение, что никто из ныне живущих не смотрел, допустим, «Зеркало» А.Тарковского или «Холодное лето 53-го» А.Прошкина, не говоря уже о других фильмах, в которых тоже случались откровенные «ляпы», но не до такой степени циничные.

И еще: современные российские режиссеры, в отличие советских, к сожалению, даже не знают что такое «пересечение оси», не говоря уже о других приемах съемки и особенно монтажа! Но об этом как-нибудь потом...
Федор Ландрин, драматург http://flandrin.ru



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: