Как передвигаться по Праге?
Была такая древняя детская угадайка, «Почему ходит слон?». На нее нужно было отвечать «По земле». Местные аборигены называют Прагу городом пешеходов, поэтому лучше всего передвигаться пешком.
Однако это не так просто, особенно с учетом подножного покрытия. Дело в том, что вся Старая Прага, а именно она является кладезем всех культурных объектов, целиком вымощена камнями. Да не просто камнями, а каменищами, причем зачастую они так покиданы, что ноги подворачиваются.
Нам, конечно, говорили, что в Праге булыжные мостовые и обувь на каблуках носить невозможно, но таких масштабов мы и предположить не могли. Причем, если проезжая часть относительно ровная, то пешеходные дорожки очень часто далеки от идеала.
Судите сами.
Однако не везде можно добраться пешком, даже если отель на Вацлавской или Староместской площади. Как выяснилось, пользоваться пражским транспортом гораздо проще, чем это кажется после сбора информации о проезде по Праге.
Удивило, что автобусы можно встретить только на окраине, а троллейбусов и маршруток нет в принципе, как социального класса. Хотя… нет! Один единственный троллейбус мы все-таки увидели, в последний день, буквально в трех минутах езды от аэропорта Пардубице. Как сейчас помню, третий номер. Футуристического дизайна, с желтыми штангами, весь такой из себя. Вот только маршрут довольно странный, особенно с учетом скромных размеров самого Пардубице.
Итак, автобусов, маршруток, троллейбусов нет. Что же остается? Ответ гениален. Трамваи и метро. Причем трамваи у нас вызвали полный восторг, равно как и организация их движения. А уж как мы вспоминали пражский транспорт, вернувшись в свой город, и не передать.
Ездят трамваи очень быстро и плавно, а самое главное — строго по расписанию! На каждой остановке висит график движения вагонов с указанием номера. Причем с одной стороны — схема дневного транспорта, а с другой — ночного. Как выяснилось, ночной транспорт организован по другим маршрутам.
Как пользоваться графиком движения трамваев?
У каждого номера трамвая своя схема.
Есть столбец «Рабочая неделя», «Выходные и праздники» и «Суббота». В каждом столбце есть строки, обозначающие час и минуту прибытия трамвая.
Например, на часах 8 час 01 мин. По расписанию трамвай будет в 8 час 03 мин., т. е. через 2 минуты. А вот если на часах уже 8 час 04 мин, то значит трамвай ушел минуту назад, а следующий придет в 8 час 08 мин.
Самое удивительное, что он действительно приходит именно в это время!
В помощь иноземным туристам в большинстве путеводителей (они, кстати, есть на информационных стойках в отеле) есть схемы маршрутов, которые также размещены почти на каждой остановке. Очень красивые, цветные и понятные. Можно никого не спрашивая точно выяснить, как добраться до нужной точки города. Не хочется проводить аналогию, но невольно вспоминается наш нижегородский транспорт. С конвульсивным содроганием.
Возможность самостоятельного передвижения по Праге позволяет сэкономить кучу денег на ненужных экскурсиях, в удобном для себя режиме все посмотреть, не бегая за экскурсоводом сквозь толпу других таких же туристических групп.
Купить проездной билет, «ездэнку» (ударение на «э»), можно в автомате на улице или магазине «TRAFIKA». Иногда в газетном ларьке, но далеко не всегда. Водитель билеты не продает, а кондуктора в принципе нет.
Иногда советуют купить проездной на неделю. Здесь есть зерно истины, особенно для тех, кто не любит разбираться в существующих схемах, следить за пересадками. Стоит он около 280 крон и позволяет пользоваться любым транспортом по городу и области общей продолжительностью до 160 часов.
Например, с одной стороны, мы сэкономили всего 100 крон на покупке разовых билетов вместо проездных. С другой, мы тщательно изучили схемы движения трамваев и метро и научились составлять самые экономичные по времени (и деньгам, соответственно) маршруты.
Билеты различаются по продолжительности поездки, соответственно, по цене: 18 и 26 крон, а для детей — половина стоимости.
Билет за 18 крон. Дает право проезда 20 минут на одном виде транспорта. Важный момент — без права пересадки!
Билет за 26 крон. 75 минут и неограниченное количество пересадок в течение этого времени (90 мин после 8 вечера и в праздники).
Время отсчитывается по метке компостера, которая обязательно должна быть на билете. Такие компостеры есть во всех видах транспорта и перед эскалаторами метро.
Любой билет нужно прокомпостировать только один раз! Даже если билет за 26 крон и были пересадки. Здесь важна общая продолжительность поездки, а она считается по первой отметке.
Некоторые пытаются хитрить и компостировать билет, когда увидят контролера. К сожалению, такой номер не проходит. Ведь трамваи ходят строго по расписанию, значит, его время на предыдущей остановке известно. Если оно отличается от времени на билете, значит это нарушение. Равно как и проезд свыше положенного времени.
Наиболее типичный случай непредвиденного нарушения — окончание времени действия билета между остановками. Правила поведения в чешском транспорте в этом случае гласят: вы должны были выйти на предыдущей остановке, т. к. видели, что время заканчивается.
Отмазки «у меня нет часов» или «по моим часам еще 5 минут могу ехать» не проходят. По одной причине. В каждом салоне есть часы, и они висят на видном месте. Вот по ним и нужно ориентироваться. Штраф очень существенный, 700 крон.
Из дополнительных особенностей пражского транспорта следует отметить: Электронное табло снаружи трамвая, указывающее, к какой конечной станции движется вагон в данное время. Электронное табло внутри салона с указанием следующей остановки. Для выхода из вагона необходимо нажать кнопку открывания, расположенную на двери, причем и снаружи, и изнутри вагона. Если никто не выходит — дверь не открывается.
Словом, ездить на пражском транспорте — сплошное удовольствие, хотя и не самое дешевое. Небольшой сравнительный анализ показал, что на деньги, потраченные на проезд в Праге, мы могли бы в своем городе ездить месяц. Впрочем, совершенно без удовольствия.