Где сохранилась «Дружба народов»?
Семидесятилетие ВВЦ (ВДНХ) — не просто местный праздничек. Как ни странно, это праздник «ушедшей натуры», это памятник не столь большого, но предельно насыщенного пласта времени со своими символами, со своими судьбами.
Об истории Выставочного центра есть прекрасные статьи, а я хочу написать о его сегодняшнем дне, об отношении к символам и своему прошлому. А главный символ Выставки — фонтан «Дружба народов» (когда-то назывался просто «Сноп»). Этот фонтан всегда являлся дорогой золоченой визитной карточкой советской эпохи.
Монументальнейшее сооружение архитекторов К. Топуридзе и Г. Константиновского, а также нескольких скульпторов и инженеров. Объём чаши фонтана составляет около 4000 кубометров, количество струйных насадок — 2000. Струя воды выстреливала когда-то на 22 метра ввысь («парадные струи»). Причем, система управления позволяла манипулировать струями, создавая разнообразные рисунки.
Кто-то, глядя на фонтан сейчас, преисполняется гордостью за прожитое время, которое считает одновременно и великим, и страшным. Этот человек будет испытывать и ностальгические, и горькие чувства. Кто-то и внимания не обратит: мало ли статуй в Москве времен сталинского ампира?
А кто-то усмехнется или даже посмеется. Причем, посмеяться можно даже талантливо. Есть в Москве деятель (поэт-писатель-художник — так, как сейчас принято, — все до кучи) Андрей Монастырский, который описывает этот фонтан своеобразно. Фонтан — это мандала (буддийский символ, сфера обитания божеств или чистые земли Будд). А ведь действительно, в сложных геометрических фигурах есть своя красота и тайна. Бассейн фонтана повторяет форму восьмигранной площади с внутренними размерами 81 на 56 м.
В центре бассейна — огромный золотой сноп из сельскохозяйственных культур, пшеницы и подсолнуха, главным образом. Есть там и конопля, что ж скрывать, когда-то была она необходимой и важной культурой. Монастырский рассматривает сноп как божество, символ плодородия. Конечно, символ плодородия, а что же в России может быть символом, как не сноп? Не лотос же, в самом деле.
Вокруг исполинского снопа в кругу — 16 бронзовых красавиц в национальных костюмах (когда-то Карело-Финская ССР была союзной республикой, потом упразднилась до Карельской АССР в составе РСФСР). Эти фигуры девушек-колхозниц на гранитных постаментах (по версии Монастырского, — девственниц, как и положено в сакральных сооружениях) покрыты сусальным золотом.
Оставим на совести московского шутника «разбор фонтана». Любое архитектурное сооружение можно так и сяк «концептуально» рассматривать. Но фонтан остается символом эпохи, и можно иронизировать сколь угодно, но, кажется, мало кто станет возражать против символов изобилия или дружбы народов.
Фонтан Треви — символ Рима, в него своим «фонтаном» сыплются монетки туристов (которые потом уходят в благотворительный фонд). Божества, тритоны, лошади, — целое театральное представление, да еще на месте старого римского «акведука Девы». Что он символизировал раньше? Тоже ведь что-то помпезное и грандиозное. А сейчас — символ города и «незарастающая» первая туристская тропа. Интересно, как «Дружба народов» будет восприниматься через несколько сотен лет? Если сохранится, конечно. А хотелось бы, чтобы сохранился, хотя есть у фонтана проблемы.
И хотелось бы, чтобы ВВЦ стоял как памятник своей эпохе, стоял как можно дольше. Был сложный период, когда все, что можно было найти в павильонах «Животноводство» или «Кролиководство» — это лотки с турецким ширпотребом. Кому-то ведь и одеться помог в тяжелое время этот ширпотреб.
И пусть стоят павильоны по названиям бывших республик. И снова не зря стоят. В павильоне «Карелия» — на 1 этаже бельгийский гобелен. Но зато на 2 этаже — пожалуйста, уже мебель из карельской березы. В павильоне «Армения» — дегустация армянского коньяка и продажа любимого многими варенья из зеленых грецких орехов.
Есть и прочие выставки: порхают живые тропические бабочки, стоят пугающе-живые восковые фигуры из Петербургского музея, все никак не дойти до Музея телесных наказаний и не посмотреть на живых акул (хотя глаза б мои их не видели).
И бесконечные фанаты велосипедных фигурных прыжков-кульбитов, и великолепное мастерство, демонстрируемое на роликах представителями разных возрастных групп. ВВЦ (ВДНХ) остается любимым местом отдыха. И отдыхают обычные люди, выгуливая себя по огромной территории (а с учетом Ботанического сада — прогулка может очень сильно затянуться). Самые что ни на есть обычные люди, а не те, у кого сейчас главная проблема в том, что не хватает летнего автомобиля. Получается, что сделали все-таки для людей?
Да, живет выставка. И фонтан «Дружба народов» любим народом. Может, и дружба народов никуда не делась? Хотя бы опосредованно… Хотя бы в качестве легенды. Или в качестве заявленного когда-то протокола о намерениях.