Развитие самостоятельного мышления на уроках литературы

Развитие самостоятельного мышления на уроках литературы. Одна из главных задач подготовки к жизни подрастающего поколения - формирование самостоятельности мышления, подготовка к профессиональной деятельности. Это требование времени, социальная задача, которую призваны решать учебные заведения. Формирование умений самостоятельной работы происходит на основе знаний, приобретаемых при изучении общеобразовательных и специальных дисциплин, в процессе трудового обучения, а также на основе жизненного опыта. Для решения этих задач необходима специальная система работы учителя и коллектива в целом.

На современном этапе развития образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно.

Самостоятельная работа на уроках ведет к развитию всей системы саморегуляции личности, помогает более адекватно осуществлять их самоопределение; развивает способность учащихся к рефлексивной оценке планируемых и достигнутых результатов; помогает им осознать, что знание – необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме.

Анализ передового педагогического опыта и результатов исследований позволяет констатировать, что рационально организованная и систематически проводимая учителем на уроке самостоятельная работа учащихся способствует овладению всеми учащимися глубокими и прочными знаниями, активизации умственных операций, развитию познавательных сил и способностей к длительной интеллектуальной деятельности, обучению учащихся рациональным приемам самостоятельной работы.

Большое значение имеет то, в какой мере преподаватель владеет умением организовать самостоятельную работу учащихся. Это сделать подчас сложнее, чем самому объяснить.

При выборе заданий для самостоятельной работы учитываются прежде всего возрастные и индивидуальные особенности. Таким образом, самостоятельную работу следует рассматривать в постоянном совершенствовании знаний и развитии умений учащихся.

Навыки самообразования не вдруг приходят, их надо планомерно культивировать.

В педагогической литературе существуют различные классификации видов самостоятельной работы – по дидактическому назначению, по источникам знаний, уровню продуктивной творческой деятельности учащихся.

Уровень сложности должен соответствовать уровню знаний конкретного ученика и одновременно способствовать развитию у них компетенции.

Задания должны быть как на воспроизведение знаний по образцу, так и творческого характера, требующие сложных мыслительных операций – анализа, аргументации, собственных выводов. Формы организации самостоятельной работы могут быть самыми разнообразными:
Соотнести термин с разъяснением содержания.
Заполнить пропуски в предложениях.
Заполнить таблицу.
Решение хронологических задач.
Задания, связанные с проблемным подходом, личностной оценкой событий.
Толкование иллюстраций.
Организация работы над заголовком.
Организация словарной работы.

Составление схем, рисунков, таблиц, кроссвордов.

Работа по развитию у учащихся самостоятельного мышления должна вестись на всех этапах обучения: при целеполагании, при сообщении нового материала, при осмысливании и закреплении знаний, при проверке домашних заданий. Я сейчас расскажу, как эту работу провожу на этапе целеполагания при изучении темы «Деревенская» проза В. Шукшина и В. Распутина:
Целеполагание

Форма: Отсроченная отгадка.

- Кто из писателей в 1955 году поехал покорять Москву, взяв с собой толстую амбарную тетрадь со своими рассказами и, не зная, что есть режиссерский факультет, сдал документы на актерский?

- Кто из писателей родился на берегу Ангары в селе Усть – Уда, позже попавшей в зону затопления? Как отнесся этот писатель к затоплению своего села? («Не каждому поколению приходится пережить уничтожение колыбели, в которой формировалось его духовное существо».

- Что объединяет этих писателей?

- Оба из села, пишут о проблемах деревни. Их называют писателями «деревенщиками».

За время обучения в лицее, колледже учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками в работе с учебником, с текстом:
Организация работы над заголовком (назвать, придумать заголовок к данному тексту, дать заголовок без текста, предложить истолковать, о чем будет текст).
Умение задавать вопросы к тексту (диалог с текстом).
Умение выделять главную мысль текста.
Выдвижение и проверка гипотез.
Восполнение пробелов текста. Замена исходных данных.
Организация словарной работы.
Использование иллюстраций.
Конструирование текста по данным предложениям.

Перечисленные умения и навыки могут быть сформированы у учащихся лишь при условии специально организованного обучения рациональным приемам работы с учебником.

Планируемая деятельность учащихся, продвижение их по пути познавательной самостоятельности должны накладываться на конкретное содержание учебного материала. Важно вычленить в каждом конкретном случае из имеющихся задач те, которые учащиеся могут и должны сделать самостоятельно.

Самостоятельная работа стимулирует у учащихся произвольное внимание, поскольку при ее выполнении учащиеся сосредоточиваются на сравнении, сопоставлении непосредственно изучаемых предметов и отвлекаются от других раздражителей. Чем занимательнее основной вопрос полученного задания для изучения и разнообразнее возможности его решения, тем более концентрируется внимание, тем более устойчивым и произвольным оно становится. Это позволяет учащимся не только найти правильный ответ на заданный учителем вопрос, но и обобщить проведенный сравнительный анализ, сформулировать заключительные выводы, т.е. довести самостоятельную работу до логического конца.

Самостоятельная работа обучающегося может служить основой перестройки его позиций в учебном процессе.

При изучении пьесы А.Н. Островского «Гроза» я предлагаю учащимся вопросы:

Случайна ли гибель Катерины? Возможен ли был другой путь?

Учащиеся выдвигают гипотезы, доказывают свою позицию. Выдвижение и проверка гипотез позволяют ещё раз обратиться к тексту пьесы, понять мотивы поступка героини.

Для успешного развития личности обучение должно включать проблемные ситуации, в условиях которых учащиеся самостоятельно или с помощью учителя решают возникшую проблему. Проблемным в дидактике называется такое обучение, при котором усвоение знаний и формирование интеллектуальных умений происходит в процессе относительно самостоятельного решения учащимися системы задач-проблем под общим руководством учителя.

Проблемные ситуации могут быть самыми простыми, например:

- По какому принципу слова объединены в пары?

Наклеивать - наклеить

Прибегать - прибежать

Печь – испечь

При изучении темы «Деревенская проза Распутина и Шукшина» я провожу беспроигрышную лотерею. Учащимся дается опережающее домашнее задание: самостоятельно познакомиться с биографиями В.Шукшина и В.Распутина, прочитать произведения писателей (из предложенного списка на выбор)

Условия опроса: Вы можете выбрать один лотерейный билет, два или максимально – три. На лотерейном билете напечатана тема задания, его стоимость. Причем, вы можете выбрать один билет стоимостью в 60 баллов или три с суммой в 60 баллов – это ваше право.

Те студенты, которые хотят иметь «5», из предложенных художественных текстов выделяют проблемы, которые волнуют писателей:
«Если бы удалось между добром и злом провести черту, то вышло бы, что часть людей эту черту перешло»
«Сколько кладбищ уничтожено, снесено, заброшено, сколько людей не знают могил своих родителей»
«Господи, как легко расстается человек с близкими своими, как быстро он забывает всех»
«Эх – эх до чего же мы добрые по отдельности люди и до чего же безрассудно и много, как нарочно, все мы творим зла»
«Занимаясь созиданием, мы одновременно с этим страшно много разрушаем»

Кто же я? «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

«Убей её и возьми деньги, обречённые в монастырь.

Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика!»,- студент.

«…этот ничтожный трактирный разговор

имел чрезвычайное на него влияние».

В основе

преступления - идея.

Идея: во имя справедливости разрешить кровь по совести.

Так почему же не сработала «арифметика» Раскольникова?

Почему терзается и страдает герой?

III Рефлексия. Работа в группах.

Ответ можно найти в авторском учебном пособии «Русская литература II половины XIX и XX веков», которое издано для внутриколледжного использования, но сначала мы выслушиваем точки зрения, аргументы всех групп, а затем, если не прозвучит желаемый ответ, находим его в учебном пособии:

«Весь месяц до убийства он борется сам с собой: совершенно уверенный в своей идее, он вовсе не уверен в том, что сможет поднять её.

Раскольникову поразительно удаётся, так сказать, техническая сторона преступления: материальных улик против него нет.

Но почему же страдает, мучается, терзается герой Достоевского?

« Потому… я окончательно вошь…» - говорит он.

Признание Раскольникова – это не признание собственной несостоятельности (как думает герой), а победа человека Раскольникова над бесчеловечной идеей, над его « математикой».

Родион Раскольников, конечно, не революционер и не социалист. Он – бунтарь, он страстно и беспощадно судит этот мир, с его вопиющей социальной несправедливостью, с бессмысленными страданиями, унижением, судит своим личным бунтарским разумом. В нём не потеряна человечность – в этом его трагедия и его спасение».

Следует отметить, что при всем многообразии видов самостоятельной работы учащихся успех обусловлен определенными дидактическими условиями.
Первое условие – наличие у учащихся знаний, позволяющих понять цель задания, его содержание и последовательность выполнения.
Второе условие – присутствие в содержании задания нового материала, придающего заданию исследовательское направление, вызывающего познавательный интерес учащихся и требующего самостоятельного решения.
Третье условие – необходимость фиксации результатов самостоятельной работы в записях, рисунках, чертежах, схемах.
Четвертое условие – работа с учебником должна сочетаться с другими видами самостоятельной работы на уроке.
Пятое условие – самостоятельная работа ученика соответственным образом оценивается учителем в конце урока – это стимул для проявления школьниками старательности при выполнении заданий.

Самостоятельная работа для реализации её функции как формы самоорганизации в обучении требует знания учащимися процедуры целеполагания, планирования, самоуправления, самооценки, а как деятельности по приобретению и применению знаний, умений - соответствующих приемов умственных и физических действий.

Объяснение материала целесообразно сопровождать заданиями для учащихся на систематизацию фактов, выявление причин и следствий тех или иных событий. Один из приемов организации работы учащихся – использование памяток во время лекции преподавателя. Например:

– Запишите тему и план лекции.

– Составьте тезисы, запишите выводы.

– Выделите в записях трудные термины и объясните их значение.

Не упустите трудные даты.

– Конспект лекции дополните сведениями из учебника.

– Подготовьте ответы на вопросы, поставленные учителем перед лекцией.

Если в лекцию включаются сообщения учащихся, группе предлагается дать рецензии на них. В тетрадях учащихся записаны рекомендации по составлению рецензий. Они должны соответствовать следующим требованиям:

– Правильность приводимых исторических фактов, дат, имен.

– Полнота содержания.

– Последовательность, логичность сообщения.

– Использование дополнительных источников информации, средств наглядности.

– Речь, стиль изложения.

– Умение обобщить, сделать вывод.

– Общая оценка.

Такая рецензия дается учащимся и на ответы одноклассников по домашнему заданию. При этом оценка выставляется и отвечающему, и давшему рецензию.

При организации самостоятельной нужно учитывать общие принципы:
гибкая форма организации обучения, учитывающая потребности, интересы, способности детей, возможность выбора занятий (особенно для старшеклассников);
приоритет групповой и индивидуальной форм работы;
наличие разнообразных материалов для самостоятельной практической работы; самоуправление;
опора на существующий уровень развития учащегося и представление условий для его роста.

Учитель играет здесь роль советчика, опытного помощника, координатора общей деятельности. Его функции – стимулировать познавательные интересы школьников, помочь им в самостоятельном поиске необходимой информации, в организации собственной деятельности.

Ведущим принципом обучения я считаю принцип самостоятельной активности и осознанности познания, поэтому в практике использую активные формы и методы обучения:
Поворот от обучения в условиях класса к обучению в малых группах.
Поворот от сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному поиску и кооперированию усилий.
Поворот от работы с более успевающими учениками к работе со всеми учащимися.
Поворот к значительному увеличению активности учащихся. Метод проектов и кооперирование существенно повышает активность каждого ученика его занятость, степень осмысления материала.
Поворот от овладения всеми учениками одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала.
Обучение в творческой деятельности: развитие через творчество, обучение через открытие. Вовлечение детей в творческую деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда, воображения, письменной и устной речи, работа над учебно-исследовательскими проектами и др..
Метод эмпатии (метод личной аналогии). Умение поставить себя на место героя или героини..
Проблемное обучение. Основано на создании учителем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения: 1.создание проблемной ситуации; 2.формирование гипотез разрешения; 3.проверка решения с систематизацией полученной информации. Главное условие – наличие мотивации учащихся.
Поворот от традиционного урока к нетрадиционным формам и методам урока. Это может быть урок: аукцион, сочинение по биологии, деловая игра, пресс-конференция, диспут, общественный смотр знаний, турнир, эстафета, семинар, диспут, путешествие, зачет, игра и др.. Особый интерес представляют формы работы с учебником: репродуктивно-поисковая (составление плана, схемы, конспекта,…по тексту), сравнительно-аналитическая (таблиц, схем, рисунков) и творческая (тексты с ошибками, тесты, кроссворды,…).

Приведенному комплексу условий при правильной организации отвечают активные формы и методы обучения, в частности игровые.

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением .

Применяя игру как форму (методический прием) обучения, преподаватель должен быть уверен в целесообразности ее использования. Он определяет задачи игры, в соответствии с целью учебного процесса, ее содержание, составляет план ее про ведения, предполагающий определенную последовательность и постепенное усложнение этапов игры. При этом необходимо учитывать особенности группы играющих в целом и ее отдельных членов. Всякая учебная игра решает конкретную задачу, посильную для ее участников.

Я часто провожу уроки в форме интеллектуального казино.

Развиваются умения применять знания в нестандартной ситуации, умение выделять главное в изучаемой теме, учащиеся выходят к доске и, наконец – то отрываются от тетради. Наконец, активные формы обучения действительно активизируют самостоятельное мышление учащихся.

Для этого необходимо в определенном направлении перестроить процесс обучения, методику занятий так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную познавательную деятельность по усвоению новых знаний и применению их на практике.

Занятия по традиционной схеме «объяснение - закрепление» ограничивают возможности успешной подготовки учащихся к жизни, формирования у них творческой активности, инициативы, умений самостоятельно пополнять свои знания и ориентироваться в стремительном потоке информации.


Автор статьи: преподаватель филологии колледжа имени Кумаша Нургалиева Францен Роза Федоровна ссылка на источник



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: