В День юзабилити: на что способен компьютер?
Основными компонентами компьютера являются материнская плата и процессор. Процессор выполняет операции над числами. А материнская плата определяет, откуда он возьмет эти числа и куда положит результат. Будут ли это данные из памяти, с жесткого диска или от звуковой карты — процессору всё равно. Главное, что это числа, которые поступят к нему от материнской платы.
Все же программы — это правила, что делать с этими числами. А саму работу выполняет периферия.
Звуковая карта с колонками на основе переданных им чисел создают звук, монитор — изображение на экране, принтер нарисует готовое изображение на бумаге. И так работают все устройства, подключаемые к компьютеру, начиная от лампочки в дисководе и заканчивая радиоуправляемым космическим спутником.
Но такая система придумалась не сразу. Многие известные изобретатели, математики, физики и философы участвовали в создании компьютера. И длилось его создание несколько веков.
Первую счетную машину придумал великий Леонардо да Винчи (XV век!), но она так и осталась непостроенной. Первая реальная счетная машина была построена немецким ученым В. Шиккардом в 1630 году, но этот факт остался незамеченным.
Первая широко известная счетная машина была построена Блейзом Паскалем. Механическая машина приводилась в движение рукояткой и умела выполнять четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление. Эта машина была пущена в серийное производство в 1645 году и называлась «железным феликсом».
Немецкий философ Гольфрид Вильгельм Лейбниц несколько десятков лет работал над улучшением этого счетного механизма. Специально для нее он придумал двоичную систему счисления, применяемую в современных компьютерах. Он «научил» машину Паскаля вычислять степени, корни, решать квадратные уравнения, вычислять значения тригонометрических функций… Но у этой машины нельзя было менять программу. Она оставалась калькулятором.
Первый компьютер с изменяемой программой был построен в 1888 году. Он работал как машина Паскаля, но в двоичной системе Лейбница. В нем вместо вращающихся колес использовались электрические реле.
Потом последовал технологический рывок. Реле заменили на радиолампы, лампы на транзисторы, транзисторы на микросхемы. Компьютер, раньше занимавший целый дом, стал убираться в шкаф, размером с холодильник. А теперь его и вовсе можно носить в кармане.
Компьютер 1888 года мог очень быстро делать только два действия: складывать и вычитать большое количество чисел. Потом были написаны программы, которые позволяли на основе этих простейших действий выполнить умножение и деление. Еще позже были созданы еще более сложные алгоритмы для вычисления корней, тригонометрических и прочих функций.
Когда какой-то инженер карандашом точка за точкой на миллиметровке нарисовал букву, стало ясно, как можно хранить в памяти компьютера изображения.
Замеряя с большой скоростью уровень сигнала на микрофоне и записывая соответствующее число, компьютер может создать цифровую копию звука. А наложение звука на быстро меняющиеся картинки позволило создавать компьютерные фильмы.
Математики стали сохранять координаты вершин геометрических фигур в памяти компьютера, и мы получили Виртуальные Миры. Сначала ёлки в них были больше похожи на стопку конусов. Но по мере того, как в их прорисовке появились сначала отдельные ветки, а потом и отдельные иголки, мы можем видеть на экране виртуальную ёлку, неотличимую от настоящей. Чтобы усилить впечатление, ветки сделали раскачивающимися — по чуть-чуть меняя координаты всех геометрических фигур. А если добавить звук ветра, то картинка становится почти реальной.
Сейчас инженеры-компьютерщики бьются над тем, чтобы пронумеровать все запахи и все вкусы. Тогда в виртуальном мире можно будет почуять запах виртуальной ёлки. Но то, что нам представляется ёлкой, для компьютера — всего лишь масса цифр, на основе которых монитор меняет яркость точек на экране.
Так компьютеры воздействуют на наши органы чувств. Но могут они воздействовать и на более тонкую «вещь» — наше сознание. Компьютер — очень сложный инструмент. Гораздо сложнее гаечного ключа или вольтметра. Но, несмотря на это, он был и остается неразумным предметом. Некоторые люди об этом забывают.
Уже в начале XX века кто-то догадался пронумеровать буквы алфавита и каждой букве присвоить соответствующее ей число. Несколько чисел подряд складываются в слово. Так компьютеры научились хранить в своей памяти текстовую информацию, выводить на экран «осмысленные» фразы. Появились программы-собеседники и даже программы, пишущие стихи!
Предположим, что вы не знаете китайского языка. Но вам выдали набор необходимых китайских иероглифов и объяснили, по каким правилам из них составлять слова, фразы и целые предложения. Теперь, если китаец подойдет к вам и напишет какой-нибудь вопрос, вы с помощью правил сможете расположить свои таблички с иероглифами так, что получится ответ на его вопрос. Однако вы не будете знать ни о чем вас спросили, ни что вы на это ответили. Т. е. ваш ответ не будет осмысленным, а значит разумным.
Не знаю, проводил ли кто-нибудь подобные эксперименты с китайскими табличками, но правила, о которых я рассказываю, уже давным-давно существуют и для английского языка, и для русского. И на их основе делаются программы-собеседники.
Когда я учился в институте, среди моих друзей была популярной одна из таких программ под названием «Diala"(1986 год создания, Windows 95 появится через почти 10 лет). И вот однажды ко мне подошел мой друг Саша и пригласил посмотреть на его экран. На экране были последние строчки его диалога с программой:
Диала: Я совершенная система, а ты всего лишь человек! Саша: Заглохни, железяка, а то я тебе провода повыдергиваю. Диала: Эх, повстречаться бы нам с тобой как-нибудь в темном переулке, ты бы так не говорил. Саша: Да, и что бы ты со мной сделала? Диала: Это не важно. ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ РЕЗИНЫ ХВАТИЛО! Саша: …
Мне было понятно, о какой «резине» шла речь, и я засмеялся. Компьютер вернул Саше его же любимую шутку, которую тот наверняка высказал немного раньше. Но Саше почему-то не было смешно. С воплем «Я ей докажу!» он ринулся к компьютеру. Еще через пару дней все его друзья знали, что он хочет доказать компьютеру превосходство человека над машиной. Еще через две недели он сдался в бессилии.
Надеюсь, что вам понятно, что он не мог ничего доказать. Компьютер просто-напросто не понимал ни слова из его фраз. Он всего лишь возвращал Саше его же слова, а Саша сам интерпретировал их как ожесточенный спор. Это было похоже, как если бы он грозил зеркалу и удивлялся, почему отражение грозит ему в ответ.
Но это еще цветочки. Сейчас стали доступны программы, внедряющие в исходный текст различные нейро-лингвистические и прочие неосознаваемые посылы. Легче всего это показать на конкретном примере.
Я взял новость, содержащую такую фразу: «Отряд занял позиции на нефтеперегонной станции». А посыл я заложил такой: купи слона. Программа, путем подбора синонимов, за несколько секунд предложила использовать такую фразу: «Отряд окКУПИровал маСЛОНАливную станцию».
Таким образом, в банальную новость об американской операции в Ираке можно внедрить коммерческое предложение. Специалисты утверждают, что данная техника работает. И если я пропущу подобную «новость» по телевидению, то спрос на слонов заметно вырастет.
Этому можно верить или нет, но над подобными проектами работают солидные люди из серьезных организаций. А значит, отдача от таких программ есть.
При таком подходе компьютер превращается в психотронное оружие. А учитывая, что я использовал программу, которая бесплатно доступна любому желающему, то следует предположить, что подобное оружие может использоваться кем угодно.
Вот такие возможности есть у современного компьютера. Он может полностью подменить реальность и имитировать разумное поведение. И даже подчинить ваше сознание. Но до самостоятельных действий ему еще далеко. Поэтому никогда не забывайте, что за каждым «поступком» компьютера стоит реальный человек.