Иван Грозный. Опричнина была обречена?
Продолжая разговор об опричнине, попробуем окунуться в То Время.
Чтобы понять, чего добивался царь Иван Васильевич и какие силы оказывали ему сопротивление, надо посмотреть, как было устроено государство во второй половине XVI столетия.
Система управления Русского Царства представляла собой сословно-представительную монархию, где самодержца, даже такого крутого, как отец Грозного Василий Иванович и сам Иван Васильевич, крепко ограничивали представительные органы, и Боярская Дума в первую очередь.
Великого князя (или царя) опутывали оковы традиции обязательного участия бояр в решении всех без исключения государственных вопросов. Согласно им, затруднительно было казнить и даже сослать своего «врага», в особенности члена Боярской Думы, судить боярина должны были исключительно бояре под председательством царя (практика вполне европейская, точно так же судить лорда в Англии имели право только лорды, бессудно казнить герцога или графа король Англии не имел право). Кроме того, митрополит имел неписанное право «печаловаться за опальных», и глава Церкви никогда не пренебрегал этим правом.
Таким образом, учреждению опричнины предшествовал резкий углубляющийся конфликт царя Ивана с Боярской Думой и недовольство его политикой «борьбы с крамолой», и дело не в желании многих из «княжат» сбежать заграницу подальше от ивановых казней.
Иван Васильевич был подлинным строителем самодержавного государства, он бросил вызов Старине, порядкам жизни в государстве, существовавшим до него. Он желал освободиться от оков, ограничивавших его власть, чтобы казнить и миловать исключительно по своему разумению и хотению. Вот одна из главных причин внутреннего переворота в управлении — появления опричнины.
Но началось все с отречения Ивана Васильевича. Он отказывался от трона, от ограниченной своей власти в пользу сыновей Ивана и Фёдора, и в этот ключевой момент его жизни и царствования все висело на волоске! Но в той войне нервов первый русский царь одержал полную победу, в своем знаменитом послании в Москву он обвинил бояр и всех власть имущих в измене и потворстве измене и как бы обратился к московскому люду за помощью.
Приём сработал — Боярская Дума перед лицом толпы разгневанных москвичей капитулировала, и Иван Васильевича получил в свои руки абсолютно ничем не ограниченную власть. Прибыв в Москву он приказал казнить боярина покорителя Казани князя А. Б. Горбатого и еще нескольких бояр. И это было только начало. Иван Васильевич был очень подозрительным, не терпел ни малейшего возражения или сопротивления, только теперь он не имел необходимости сдерживать свой бешеный, унаследованный от Глинских нрав.
Итак, Иван Васильевич добился своего — он бросил с себя ненавистные оковы, которые ограничивали его власть карать и миловать. Он он не может просто так взять и распустить Боярскую Думу — «гнездо изменников». Ему нечем заменить её. Тогда он разделяет государство на его личный опричный удел (так называли земельный надел вдовы умершего князя) и земщину — оставшуюся часть государства, которая управляется по-старому.
Иван Васильевич — продолжатель дела своих деда и отца, но другими методами, он просто использует накопленный ими опыт (когда-то Иван III приказывал «новгородских изменников» переселять на новые места (испомещать) вглубь государства, а их имения передавать пришлым московским служилым людям, первым помещикам).
Так, при Василии Ивановиче в Смоленске наместник князь В. В. Шуйский, обнаружив измену смоленских бояр, привыкших к литовским порядкам шляхетской вольности, также снимал их с насиженных родовых гнезд и их переселял в другие уезды, где те получали поместья (главное — подальше от литовской границы).
Правда, до Ивана Васильевича никто не разделял государство на две части, тут Грозный проявил полную инициативу. Те уезды, которые он решил забрать в свой опричный удел, стали освобождать от изменников, друзей изменников и слуг изменников, переселяя их куда подальше, иногда для удобства сразу на тот свет. В их бывшие вотчины прибыли новые дворяне, члены Государевой «избранной тысячи».
Отец и дед Грозного возвышали «княжат», потомков великих князей Владимира Мономаха и Александра Невского, ставили их на первые роли в государстве. Обнаружив, что бояре незаконно ограничили его царскую, Богом данную самодержавную власть, и борясь с «изменой» (мнимой или действительной, другой вопрос), Иван Васильевич оказывается перед затруднением, кем же заменить их. Ряды опричников начали пополняться, в первую очередь, представителями старомосковских семей, доказавшими столетиями верной службы свою лояльность. Поэтому в первых списках опричного двора — фамилия Плещеевых-Басмановых, стариннейшая московская фамилия.
Вскоре после учреждения опричнины в Казань, совсем недавно бывшую столицей независимого враждебного ханства, были сосланы около 80 семей «княжат» — знатные князья Ярославские, Ростовские, Стародубские. Историк Руслан Скрынников считает этот эпизод важным для понимания сущности опричнины.
Через год царь издал указ о полном прощении сосланных в Казань, им были возвращены должности при дворе и в армии, им стали возвращать и конфискованные вотчины. Почему Грозный царь капитулировал? На дворе был только XVI век, и юному самодержавию не на кого было опереться — армия представляла собой дворянское ополчение, частью из отрядов знатных бояр и «княжат»), совершенно отсутствовали карательные органы. Вот почему курс Ивана Васильевича, ущемлявший коренные интересы правящей в государстве знати, был обречен на поражение.
Казанская история закончилась эпизодом в европейском, а точнее английском духе — шла война с Польшей за Прибалтику, царь Иван сделал рискованную попытку завоевания этой важной территории. Ресурсы, которыми он располагал, были недостаточными.
Чтобы собрать требуемую огромную сумму денег, он идет на чрезвычайный шаг — созывает земский собор. (История борьбы в Англии парламента и королей пронизана вопросом о чрезвычайном налогообложении. Тогда, когда король Англии был лишен права на сбор любых налогов без санкции парламента, был запущен процесс превращения монарха Британии в лишенную каких-либо властных полномочий декоративную фигуру. )
Конечно, деньги на войну были получены, но затем в Кремль явилась представительная делегация из бояр и дворян, которая очень настойчиво просила отменить уже ставшую ненавистной опричнину.
Иван Васильевич был обескуражен, у него родилась идея покинуть навсегда многомятежный град Москву и сделать своей новой столицей Вологду. И когда вновь возник вопрос о его отречении от власти, родился замысел бежать с семьей в Англию.
Продолжение следует.