Пётр I Зураба Церетели. Сносить или выносить?

Вопрос, поставленный в заголовке, обсуждается в наших СМИ последнее время очень интенсивно. Как только сместили Юрия Лужкова с поста мэра Москвы, сразу возник вопрос о судьбе памятника Петру I на Крымской набережной, рядом с Арт Музеоном, Третьяковкой и Центральным домом Художников. Как будто именно один Лужков виноват в том, что памятник кому-то не угодил.

Вообще-то автор, Зураб Константинович Церетели, посвятил этот памятник трехсотлетию российского флота, и его официальное название — «Памятник в ознаменование 300-летия российского флота». Он был воздвигнут в 1997 году по заказу Правительства Москвы на искусственном острове, насыпанном у слияния Москва-реки и Обводного канала. Как сообщает Википедия, общая высота памятника 98 метров, он самый высокий в России и один из самых высоких скульптурных памятников в мире.

И все эти 13 лет, что стоит памятник, вокруг него не утихали споры. Кому-то он нравится, кому-то не очень, некоторым он кажется просто уродливым. Но в мировой истории можно найти немало примеров, когда различные новые изваяния и сооружения принимались неоднозначно, или даже «в штыки», но проходило время, и те же сооружения становились достопримечательностями.

Когда я впервые увидела этот монумент на берегу узенькой реки, на крохотном пятачке, вблизи красного кирпичного здания кондитерской фабрики «Красный Октябрь» лет 10 тому назад, мне тоже показалось, что он поставлен не на свое место. Ему нужен морской простор где-то на берегу Балтики или Ладожского озера. Но разве это вина Церетели, что в Москве не нашли места лучше — ведь даже на Московском «море» он бы смотрелся иначе! Но теперь-то зачем его сносить? Может, надо старые, дряхлые здания убрать и дать немного простора для обзора в целом очень интересного произведения?

Мне, например, совершенно непонятна та злая шумиха, что сейчас развернулась и по отношению к памятнику, и по отношению к его автору Зурабу Церетели. Уверена, многие из тех, кто высказывается сейчас негативно в адрес скульптора и его творчества, никогда не были в Галерее искусств Зураба Церетели на Пречистенке, 19, не задумывались, сколько труда и таланта вложил мастер в разные произведения не только монументального, но и других видов художественного творчества.

Позвольте мне, не искусствоведу, не критику, обычной русской женщине, рядовому зрителю и добровольному почитателю многих современных художников и скульпторов, сказать несколько слов в защиту и памятника, и его автора.

Загляните в Интернет, почитайте странички, посвященные Зурабу Константиновичу — только перечисление всех его званий и должностей, наград, крупных проектов с его непосредственным участием или руководством, займет целую страницу!

Художник, которому сейчас под 80 лет (он родился в 1934 г. ), полон сил и творческих замыслов. Зураб Церетели — Президент Российской академии художеств, директор Московского музея современного искусства (им и созданного) и Галереи искусств на Пречистенке, Народный художник СССР с 1980 года, Заслуженный художник Грузии, Лауреат Ленинской премии 1976 года, дважды лауреат Государственной премии СССР — 1970 и 1982 года, действительный член Российской академии художеств. А еще он Президент Московского международного Фонда содействия ЮНЕСКО, Чрезвычайный и Полномочный посол — Посол Доброй Воли ЮНЕСКО.

Зураб Церетели — академик Международной академии творчества; профессор Брокпортского университета изящных искусств (штат Нью-Йорк, США, 1979); член-корреспондент Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде (1998); действительный член Грузинской академии наук. Член-корреспондент Академии изящных искусств (Академия Бессмертных) Франции (2002). И это не полный список его званий!

Русской православной церковью скульптор награжден орденом Святого Преподобного Сергия Радонежского I степени за вклад в воссоздание триумфальной колонны «Воинская Слава» (2006).

В середине февраля 2010 года Зураб Церетели был удостоен звания Кавалера ордена Почётного легиона Франции. В начале июня этого же года Национальное общество искусств США присудило ему золотую «Медаль Почёта», Церетели стал первым российским художником, удостоенным такой награды.

В 1995 году Зураб Церетели был назначен главным художником мемориального комплекса на Поклонной горе.

Кто бывал там и около наружных памятников, храмов, и внутри музея Великой Отечественной войны, тот может оценить все, что там создано! Зураб Церетели — автор храма Георгия Победоносца на Поклонной горе и монументальной скульптурной группы «Трагедия народов». Внутри музея впечатляют и Зал славы, где на белоснежных мраморных пилонах высечены имена более 11800 Героев Советского союза, получивших это звание за подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны 1941−1945 гг. И Зал полководцев, где по периметру установлены бронзовые бюсты советских кавалеров ордена «Победа» работы Зураба Церетели. Но на меня самое большое впечатление всегда производит Зал Памяти и скорби. В центре его стоит скульптурная группа «Скорбь», выполненная из белого мрамора (автор — Л. Кербель, резчики по мрамору П. А. Носов, И. Т. Круглов). А с потолка Зала Памяти свисают тоненькие подвески из латунных цепочек, к которым прикреплены «хрусталики», символизирующие слезы, выплаканные по 26 миллионам погибших соотечественников. Вид этих свисающих «слез» просто потрясающий!

В 1998 году Зураб Константинович был назначен главным художником Храма Христа Спасителя, и во главе артели расписывал купол собора. Поскольку Храм Христа спасителя строился при Ю. Лужкове и с большим творческим участием Церетели, так, может, у кого-то возникнет мысль и о его сносе? А что? У нас уже стало привычным, что как только где-то меняется руководство, т. е. власть, так и начинается «перестройка» всего и вся. Вот создать что-то новое, чтобы улучшить жизнь простого населения, мало у кого хватает доброй воли.

Сразу после заявления и. о. мэра столицы о возможном переносе «злополучного» монумента, глава комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов заявил, что перенос монумента может обойтись городскому бюджету в 1 миллиард рублей! Только вдумайтесь в эту цифру! Неужели этот памятник хуже так расхваливаемого «Черного квадрата» Малевича, или некоторых современных абстрактных скульптур в соседнем парке?

Хотелось бы в комментариях послушать мнение наших читателей: надо ли сносить или переносить этот монумент?




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: